Создание персонажа за 4 шага
#статьи@pisatelstvo #архив@pisatelstvo #ЛичностьПерсонажа@pisatelstvo
Многие схемы и анкеты для создания героев ужасно длинные. Особенно анкеты. Одно время я увлекалась ими, и попробовала все, до чего дотягивались руки: писательские анкеты на 15 пунктов, анкеты с форумных ролевых игр, чарники из словесок и "Dungeons&Dragons" и много чего еще. Главный вывод: для меня в таких анкетах слишком много ненужной информации, никак не влияющей на сюжет. Безусловно, есть те, кому важно ответить на вопрос "Кто кумир вашего героя?" или "какой его любимый фрукт?", просто это не я.
Но потребность в прописывании персонажей может возникнуть и у тех, кто не любит собирать мелкие факты. И для таких как мы существует подход, более ориентированный на историю.
Эту схему предлагает Александр Молчанов в книге "Букварь сценариста". Ее можно назвать по составляющим: Цель, Недостаток, Сокровище и тайна. Всего четыре элемента, и что приятно, они не повторяют друг друга, и касаются исключительно драйверов — того, что связывает вашего героя с сюжетом.
1) Цель
"Если у героя нет цели — нет и героя" — говорит автор. И он прав. Цель — это основной двигатель сюжета практически любой истории. Герои фильмов ужасов хотят выжить, защитить близких или победить большое зло. Герои приключенческих историй хотят узнать мир и добыть сокровище (или опять же спасти жизнь), герои любовных романов хотят любви, герои социальных драм — преодолеть несправедливость общества, судьбу или еще что-нибудь.
Сам автор делит цели на четыре вида:
- спасение жизни (не важно чьей)
- деньги, слава, успех, признание
- любовь
- месть
С этим делением можно согласиться — ну, если мы отнесем "построение лучшего мира" и "свержение злого диктатора" (такие цели тоже часто встречаются) к первому пункту, а "поиски себя" — ко второму. В общем, совы с глобусами придется поскрещивать.
Главное зачем нужна цель — она объясняет читателю, зачем герой делает то, что он делает по сюжету. А, столкновение целей разных героев — это основа для ключевого конфликта, потому что читатель задается вопросом: сможет ли герой достичь своей цели или нет?
2) Недостаток
Недостаток — это то, что будет мешать герою двигаться к цели. "Неуязвимый герой без недостатков никогда не вызовет сочувствия зрителей." Почему? Потому что такому герою ничего не может угрожать и своих целей он обязательно достигнет. Если в спортивной драме за чемпионский титул борется безусловный фаворит и спортивный гений, то его победа не слишком нас обрадует. А если к этому стремится андердог, которому нужно преодолеть себя? Или талантливый спортсмен, который из-за сложного характера и высокомерия потерял свое лидерство и упал на самое дно рейтингов? И теперь ему нужно преодолевать не только собственные пороки, но и недоверие окружающих?
Недостатки усиливают основной конфликт истории. Очень часто в сюжетах есть два конфликта: внешний, то есть противоречие целей, внешние обстоятельства, которые мешают герою, и внутренний — то есть те самые недостатки, свойства героя, которые тянут его вниз. Недостатку не обязательно быть физическим увечьем или психологической проблемой: недостаток героя может быть в том, что он "обычный человек" без суперспособностей, столкнувшийся с суперзлодеем, или в его моральных принципах, или в его происхождении. Тут уж на что хватит вашей фантазии
3) Сокровище
"Это то, что поднимает нашего героя над остальными персонажами". Сокровище, в противовес недостатку, наоборот помогает персонажу достигать его целей. Более того, часто сокровище — это та черта, способность или навык, которым бы хотели обладать ваши читатели, которым они восхищаются и которому, возможно, завидуют.
В историях про супергероев сокровищем часто становятся сверхъестественные силы, в фэнтези — магия или избранность. В детективе сокровищем может быть ум, наблюдательность, невероятная память или способность раскусить любого человека, как фисташку. В психологических драмах сокровища — это черты характера, яркая харизма, интеллект или вдумчивость.
Сокровище полезно сюжету — потому что помогает герою двигаться к цели и преодолевать свои недостатки, и одновременно в комбинации с целью и недостатком оно может сделать вашего персонажа симпатичным. Нередко писатели наделяют своих героев теми чертами, которыми хотели бы обладать сами — или теми, которыми хотели бы обладать их читатели.
4) Тайна
Тайна — это способ заинтересовать читателя в вашем герое. Вот какой пример приводит автор системы: "Чем вы занимаетесь? Я два раза в месяц делаю пятьдесят человек счастливыми и одного несчастным." (Отвечающий — бухгалтер).
Тайна — элемент очень тонкий. Это вопрос, что-то, чего мы не знаем о персонаже и одновременно хотим узнать. И сложнее всего подобрать именно такой секрет, который заинтригует читателя, а не вызовет у него реакцию в стиле "ну и что?". Хорошо выбранная тайна выполняет две функции: с одной стороны она поддерживает интерес к уже симпатичному персонажу, с другой — добавляет напряжения вашему сюжету.
Схема короткая и довольно простая. Это то, что делает ее особенно симпатичной. Если хотите, попробуйте прописать своего героя (или даже парочку) по ней, возможно у вас появятся идеи, как их улучшить.
И пишите с удовольствием!
Автор: Сказочница
По материалам из открытых источников
Художник: akreon